Литургия в церкви Словинской иконы Божией Матери.

10 августа прошла Божественная литургия и крестный ход в селе Словинка по случаю престольного праздника в честь иконы Божией Матери именуемой Словинской.

 

В праздничной службе участвовали:

Руководитель религиозного образования и катехизации Костромской епархии протоиерей Виталий Шастин, благочинный г.Галич протоиерей Александр Шастин, настоятель церкви священник Виталий Воскресенский, настоятель храма Серафима Саровского в п. Палкино иерей Сергий Кружнов, клирик церкви в честь пророка Божия Илии о.Василий Гуленко.

Из истории церкви.

Название и основание села Словинка (от слова "славенка", что по словарю Даля означает "то,о чём идёт добрая слава") связано с существованием в древности здесь погоста, называвшегося "Собор Пресвятой Богородицы на пустоши на Большом лесу", в церкви которого была чтима икона Смоленской Божией Матери. По какой-то причине погост был заброшен, церковь стояла без пенья, т. е. в ней не служили. Возможно, это запущение произошло в результате общего разорения Галичского уезда от польско-литовских интервентов. Погост зарос лесом, на нем никто не жил, и центр прихода был перенесен в с. Пурги (Порга).

Одно из преданий о возобновлении заброшенного погоста утверждает, что охотник-зверолов набрел в лесу на развалившуюся деревянную церковь. Внутри церкви все потлело, рос кустарник, и только Смоленская икона сохранилась и выглядела как новая. Молва о сохранившейся иконе распространилась по округе.

На месте развалившейся церкви в лесу был построен небольшой монастырь, который назвали "Новая Смоленская пустынь на речке Славинка", и эпитетом "Новая" подчеркивалась та новая слава пресловутой иконы, которую стали называть "Словенской". Окрестные кружные вотчинники делали вклады в этот монастырь. Боярин М. М. Салтыков, племянник царицы, сосланной в свою Коткишевскую вотчину (сейчас в Нейском районе) в 1629 г. построил в Ново-Словинской пустыни деревянную церковь, богато украсив ее.

"Двери царские и столбы на красках. Три колокола медные весом в пуд с четью, да на монастыре 9 келий, да 15 старцев. А ограда еще не устроена." - записано в описании этой церкви.

Вклады в монастырь делали и Годуновы, и Одоевские, вотчины которых были расположены недалеко от монастыря.

Патриарх Филарет Никитич (отец Михаила Федоровича Романова - первого царя) в 1629 г. пожаловал в монастырь пустоши: Костарово, Нечаево и покосы под г. Кадуем. Вблизи монастыря образовалась слобода называвшаяся "Подмонастырской". Она и положила основу села Словинки.

В Слободе в 1646 году было 15 бобыльских дворов, стояли дворы монастырского повара, плотника. Живописность местности, уединение монастыря привлекали в него знатных вотчинников и высокопоставленное духовенство.

В 1659 г. настоятель Макарьевского монастыря Панфутий "пали остави игуменство в монастыре, отъеде в Словинскую пустынь…там и представился." Но не по своей древности, ни по своему значению Словинская пустынь не могла соперничать с монастырями Макарьева, Галича и др., сыгравших большую роль в распространении религии в крае. И в 1724 г. Ново-Словинская пустынь была подчинена Костромскому Ипатьевскому монастырю.

А в 1764 г. реформой Екатерины II монастырь был упразднен, и земли его были взяты в казну. Жители слободы Подмонастырской стали называться государственными крестьянами. Церкви монастыря были обращены в приходские, и село было названо Словинка.

В 1871 г. в селе было 17 дворов. Село располагалось на торговом тракте из Галича в Юрьевец и превратилось в торговое село. Память о Словенской иконе и монастыре ежегодно праздновалась 23 ноября. Каменная церковь здесь была построена в 1806 году. Строили 25 лет, вручную. Школа в Словинке открыта в 1871 г., специальное здание под школу было построено в 1892 г. (земская школа). Попечителем школы была дворянка Варвара Павловна Коротыгина, проживающая в Костроме и имеющая усадьбу в Шолохове. Богородицкая церковь здесь имеет 2 храма:

- холодный, зданием каменный, постр. усердием прихожан в 1892 г. вместо двухэтажного каменного храма постройки 1806 года, от которого оставлена только колокольня

- теплый, деревянный; когда и кем устроен этот храм, неизвестно. Ограда каменная.

Кладбищ 2: а) одно в церк. ограде, б) другое в 1/2 в. от церкви, обнесено дерев. оградою.

В холодном храме 3 престола: 1) в честь Словинской иконы Божией Матери, 2) св. Иоанна Предтечи и 3) преп. Зосимы и Савватия Соловецких чуд.;

В теплом храме также 3 престола: 1) Рождества Пресвятой Богородицы, 2) святит. Николая Чудотворца и 3) преп. Сергия Радонежского чуд.

Местночтимая святыня церкви - Словинская икона Божией Матери.

Сейчас село Словинка это примерно 60 домов и около 170 человек жителей. Пока еще работают школа, детский сад, клуб, библиотека... Несколько лет назад здесь ещё работал маслозавод, который производил масло и патоку, для дальнейшего производства сыра, но его закрыли. Закрыли также и молочную ферму.

Каждый год 10 августа здесь празднуется Одигитрия, праздник в честь иконы Словенской Божией Матери. В храме идет служба, приезжает много людей, в том числе и из других деревень. Богослужение ведут обычно 4 священника. После службы все едут в дер. Паново, на святой колодчик. С 2004 года в церкви служил постоянный священнослужитель - отец Игнатий (погиб в автокатастрофе 21 декабря 2009 г.).

С 2009 года настоятелем храма является священник Виталий Воскресенский.

Службы здесь проходят каждое воскресенье и по праздникам. На месте, где предположительно была найдена икона Словенской Божией Матери, построена часовенка.

DSC05105.JPGDSC05106.JPGDSC05197.JPGDSC05846.JPG

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2