Беседа с о. Виталием Шастиным на тему: "Рождество Христово"

--Что значит Рождество Христово для каждого человека? Как это Рождество может совершиться в сердце каждого из нас?

Отвечает на вопросы протоиерей Виталий Шастин:
- Прежде всего, человек приобщается ко Христу через Таинство Крещения. Как говорят Святые Отцы, в это время Христос всевается в наше сердце, как семя в землю. При Крещении человек получает благодать.
Что дальше?

Мы знаем, что семя, посеянное в землю, может быть затоптано, может быть засушено, может быть склёвано птицами и поэтому не принести никакого плода. С посеянным в нас «семенем» может произойти то же самое.

От того, какая работа будет совершаться над нашим сердцем, зависит, даст посеянное семя росток, а потом плод или нет. Иногда появившийся росток через некоторое время засыхает: и такое часто происходит в наших сердцах, в сердцах современных людей.

Многие совершенно искренне приходят на Таинство Крещения, приносят детей, чтобы освятить их благодатью Божией, но потом детей из храма уносят, и больше это детское сердечко не получает никакой благодатной влаги, необходимой для того, чтобы посеянное в нём «семя» возрастало и развивалось.

Хотел бы обратить внимание на место, где рождается Христос. Христос рождается в вертепе, т.е. там, куда от непогоды загоняли скот, и часто сердце взрослого человека, принимающего Таинство Крещения, тоже похоже на такой же вертеп, стойло для скота со всеми его неблаговидностями и неубранностью. В настоящее время, над этим вертепом сооружен храм, который посещают практически все народы мира.

Мне лично, как человеку крещённому, Рождество Христово напоминает о том, что оно было совершено в моём сердце и я должен над своим сердцем трудиться, чтобы оно постепенно из вертепа преображалось в храм.

Хотелось бы поделиться некоторыми мыслями относительно Боговоплощения. Воплощение – это вселение в плоть. Так вот с моим причастием к Рождеству через таинство Крещения моя плоть становится местом Боговоплощения, и в моей плоти присутствует Господь, и моё тело становится, по выражению Священного Писания, храмом Духа Святого. О чём это говорит? Это говорит о том, что моё тело является местом Боговоплощения, и, если моя плоть, моё тело являются храмом Духа Святого, значит, моё отношение к моей плоти должно быть каким-то особенным.

Мы знаем, например, что храм должен быть расписан, в нём должны быть настенные росписи, иконы, соответственно, никакое безо′бразье, никакие другие надписи в храме не допустимы, и, если мы, например, видим на стенах храма неподобающие надписи, то называем их кощунственными.

В этой связи хочу заметить, что современная практика татуировок совершенно не допустима для того тела, которое освящено в Таинстве Крещения, которое помазано святым миром, над которым совершено таинство благодати Духа Святого.

Тело не должно быть приобщено и к тому, что сегодня называют вредными привычками, а в Церкви они называются грехами, и среди них есть грехи смертные, например, пьянство, являющееся часто поводом для многих других грехов. Смертным, тяжким грехом, совершённым против плоти, является блуд и растление. Почему наша плоть не должна быть причастна к этому греху? Потому что она является храмом Духа Святого, храмом, в который воплотился Бог, и этот храм не должен быть осквернённым.

Говоря о каких-то аскетических подвигах, о посте, о ношении вериг, которые как бы направлены против плоти, мы должны понимать, что они не имеют ни языческих, ни каких-то восточных представлений об избавлении от плоти, выходе из цепи перевоплощений и т.д.: в данном случае наша аскетика направлена всё равно на освящение плоти. Если мы плоть в чем-то ограничиваем, то лишь только для того, чтобы её же и преобразить, сделав её носителем благодати Божией. Мы знаем достаточное количество примеров, свидетельствующих о том, что у многих это получилось. Такие люди причислены к лику святых. Причиной их канонизации стала в том числе и нетленность их мощей: законы физики и биологии в святых людях не действуют, их тела не разлагаются, оно становится не только нетленными, но ещё и чудотворными, чудодейственными, иногда мироточивыми и это тело уже само о себе свидетельствует, что оно наполнено, насыщено благодатью Духа Святого.

Мне хотелось бы пожелать всем быть причастными Рождеству Христову и взращивать в себе ту благодать, которая именно благодаря Рождеству Христову была принесена в мир.

Сегодня через Таинства церковные мы причастны к этой благодати и имеем возможность быть причастными к этому событию, которое в мире совершилось единственно, когда Христос пришёл в мир и воплотился в нём.

Беседа из цикла радиопередач "Во исцеление души и тела".

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2