Беседы с протоиереем о. Виталием Шастиным на тему: "Мне отмщение, Аз воздам"

94923404347ad3d2a99594274247736f

Вопрос: "Как понимать слова «Мне отмщение, Аз воздам»? Разве мы не имеем права сами решать, кому и как воздавать, и является ли вообще Бог отмстителем будучи Любовью?"

Протоиерей Виталий Шастин:
- О чём говорят эти слова, почему Бог на себя берёт воздаяние?

Прежде всего, данная заповедь является заповедью, запрещающей мстить.

Когда ближние причиняют нам те или иные страдания, то или иное горе, в нас возникает естественное желание защититься от источника зла какой-либо силой. Защититься, конечно же, нужно, потому что требуется полагать предел всякому злу и останавливать его. Но уже после совершившегося зла часто наша душа требует отмщения и воздаяния.

Хочу заметить, что Господь лучше нас знает меру падения и меру воздаяния, для Него важно, чтобы спасся и пострадавший, и тот, кто причинил зло. Как в семье – родители, в случае ссоры между детьми, одних жалеют чтобы уврачевать обиду, а других наказывают для исправления.

Мы ведь и сами тоже нередко причиняем другим зло, иногда даже не замечая этого. Порою нам кажется, что зло, совершённое нами, невелико и достойно прощения, а зло, причинённое нам, не прощаемо, оно велико, то есть судим мы всегда субъективно. А подлинный Судья, который знает все меры, – это, конечно, Бог.

Господь говорит, что будет суд без милости не оказавшему милости. Если человек не умеет простить, потерпеть, если он воздаёт злом за зло, если он мстит и карает, не милуя ближних своих, то, соответственно, и ему на суде невозможно будет рассчитывать на милость. Через мщение, через воздаяние мы предопределяем сами себе очень плачевную перспективу, но нам самих себя всё равно очень жаль.

Редко мы задумываемся над тем, что сами, возможно, совершили какое-то преступление и не достойны помилования. В полной мере нам даже не известно, сколько преступлений мы совершили в своей жизни, потому что современные люди, в большинстве своём, не знают заповедей Божиих и, прежде всего, Новозаветных заповедей блаженств. У них нет критериев, чтобы дать оценку самим себе – преступники они или нет, где зло допустимое, а где – недопустимое. Под злом надо понимать и уголовные деяния, и нравственное зло, и этическую непорядочность, и ложь, и ещё много видов зла, которое мы совершаем, и каждое зло достойно воздаяния. Каждое зло достойно мщения. Каждое!

К слову сказать, и в нашей природе уже заложено воздаяние за тот или иной грех, или за ту или иную ошибку. Допустим, человек идёт по тонкому льду, по закону тяготения тонкий лёд не способен выдержать большой нагрузки, человек это знает, но всё равно идёт и в конечном итоге проваливается, попадает в ледяную воду. Он сам себе причинил зло.
То же самое происходит и в нравственной сфере. Человек, который не чтит отца и мать, закладывает в себе несчастную судьбу, несчастную жизнь. Человек, который украл, рано или поздно лишится всего украденного. Кто-то из русских святых говорил, что вор не бывает богат, а бывает горбат.

Церкви известен целый перечень грехов, которые требуют отмщения именно в этой жизни. Не на страшном суде, не в будущем, а в земной жизни: умышленное убийство, притеснение вдов и сирот. Например, даже невыплата зарплаты рабочим - это тоже зло, которое наказывается в этой жизни.

Часто воздаяние бывает не сию минуту, не так, как это происходит, например в законах физики, когда сунул палец в розетку и тут же получил удар током. Воздание может быть потом, через несколько лет. И в жизни современной и в истории огромное количество примеров воздаянии за грех, пусть и не сиюминутного, но эти при-меры, это знание мало кого останавливает в делании греха.

Через заповедь «Мне отмщение, Аз воздам» - Господь освобождает нас от злопамятства. Он даёт нам заповеди: растите детей, наполняйте землю, трудитесь, радуйтесь жизни, а вот всё воздаяние Мне оставьте.

И нужно сказать, что воздаяние Божие не носит внешне карательный характер, (так же как, хирург режущий скальпелем грешника, который алкоголем довел свой организм до необходимости хирургического вмешательства) по сути, оно имеет характер врачующий. Божии наказания имеют характер предупредительный, поэтому так, как Бог поступает с нами, мы должны поступать с нашими ближними.

Когда брат согрешает против тебя, Господь говорит: «Иди и обличи его один на один», то есть зло на самом деле должно быть обличаемо. Злу не надо покоряться, потворствовать ему, смиренничать перед ним. Смирение – это добродетель. А смирение перед злом – это грех смиренничества.

Поэтому, если брат согрешил против тебя, поди, обличи и поговори, почему так получилось. Если он тебя послушает, то приобрёл ты брата своего. Если не послушает, повеждь двум или трём свидетелям, чтобы при свидетелях установилась истина. Если он и их не послушает, то тогда повеждь Церкви, а если он не слушает и Церковь, тогда «буди тебе якоже язычник и мытарь». Что делает ближнего моего для меня язычником и мытарём, т.е. человеком, с которым не нужно общаться? Его собственное упорство, нежелание идти навстречу, неспособность к беседе. Когда каждая твоя попытка примириться, разрушается встречными обвинениями, «сжиганием мостов», не возможностью диалога, объявлением войны.

Люди часто затаивают в себе мстительные мысли. Вот почему Господь говорит: «Не мстите, отмщения Я воздам», потому что, когда человек не согласен, чтобы воздаяние было от Бога, он помрачается грехом памятозлобия, в его душе нет света, у него там мрак и желание мщения. Человек помрачается греховной страстью гнева, а, если отомстить долго не получается, он ещё может впасть в состояние печали и уныния – это тоже тяжелое для души состояние. При удачном же мщении человек впадает в тяжкое состояние гордости, испытывает чувства превосходства, тщеславия. Очень много тяжёлых последствий имеет мщение - не только внешних разрушений, но разрушений внутренних, разрушений личности.

А противоположное мщению состояние – это состояние миротворца.

И Господь нас призывает быть миротворцами.

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2