Беседа с о. Виталием Шастиным на тему: "О покаянии"

2016.03.22-029------.---.---IMG 8163Каким образом происходит покаяние? Как человеку вообще понять, покаялся он или не покаялся? Продолжать ему покаяние или не продолжать?

Протоиерей Виталий Шастин:
- Когда мы говорим о покаянии в практическом смысле, то очень полезно обратиться к примерам. Существует множество примеров пути от греха до святости. Нужно понимать, что покаяние - это не эгоистический путь только самоспасения.

Как греховность, так и покаяние отдельного человека сказывается на жизни всего общества. Преподобный Сергий Радонежский ушёл в леса, в затвор, стяжал благодать Духа Святого, после чего Бог открыл его окружающим людям, и люди шли к нему: он стал личностью, скорректировавшей и развернувшей в правильном направлении духовный путь всей России.

Наш путь тоже должен быть выстроен по опыту преподобного Сергия Радонежского, т.е. мы спасая себя, стяжаем благодать Духа Святого и через это становимся способными спасать других. Сегодня Россия нуждается в таких чистых людях, в тех «светочах», без которых не стоит ни город, ни деревня. Мы все призваны быть для окружающего нас мира именно такими людьми. Через таких людей Господь да′рует нам спасительные пути, и не отнимает от нас Свой промысл и сохраняет наше историческое бытие.

В каждом человеке должно состояться это спасительное покаяние. Исправление, обращение от греха к праведности бывает длительным, а бывает и моментальным. Благоразумный разбойник, который был уже казнен, вися на кресте, отверг хулу толпы против Христа, по современному - "общественное мнение" и в кратких словах принеся и покаяние, и исповедание, и мольбу – вошел в Рай.

Вспомним моментальное обращение апостола Павла: из гонителя Церкви Савла он становится Павлом - апостолом Церкви. На заре христианства язычники на публичных казнях первых мучеников и, видя, как они переносят страдания, видя чудеса, которые совершаются при истязании этих мучеников, вставали в их ряды и тут же вместе с ними, на этой же арене принимая смерть и становились святыми людьми, принимая крещение кровью.

Что касается нас, то мы должны пройти определённый путь покаяния, потому что грех - это на самом деле ещё и болезнь. Болезни, особенно духовные, требуют длительного времени для уврачевания.

Как понять, покаялся я или не покаялся? Нужно мне продолжать покаяние или не нужно продолжать покаяние? Правило на исповеди такое: если человек покаялся, например, в том, что он не читает утренние молитвы, а потом взял на себя епитимью, дал обет и начал его исполнять, то есть читать утреннее правило, и молитва стала потребностью его души, его сердце стало алкать и жаждать богообщения - это признак, что человек покаялся.

Если же человек исповедался, но остаётся в том же состоянии, т. е. не исправился, если грех его ещё влечёт, значит, покаяние в человеке ещё не завершено.

Относительно аскезы, воздержания, относительно нравственной стороны покаяния, можно сказать, что кающийся человек должен, прежде всего, очистить свою душу покаянием: речь идёт не только об очищении сознания, но и о практике удаления от пороков, от страстей, от греха, и о насаждении в сердце своем противоположных добродетелей: человек жадный, корыстный должен стать добродетельным, милосердным, наглый должен стать кротким. Такая практика помогает изменить внутренние качества человека с порочного, грешного на добродетельного, покаявшийся человек становится неспособным к совершению прежних грехов. Это очень важно. По сути, покаяние совершилось, если человек возненавидел грех и перестал грешить.

Покаяние в нравственной сфере соответствует тем качествам, которые перечисляются в заповедях блаженств: это смирение, или нищета духа, это кротость, плач о своих грехах, это милосердие, это миротворчество, и, кроме приобретения таких нравственных качеств, конечно, происходит духовное изменение человека в его разумной силе души. Прежде всего, у человека появляется алканье и жажданье правды.

Далее происходит приобретение такого духовного качества, как целомудрие, т.е. это чистота сердца, при котором человек может видеть Бога. Здесь появляется мудрость не только земная, а мудрость, способная понимать волю Божию: человек открывает для себя новое понимание и видение Бога, новое понимание и видение Церкви, всех духовных наших практик, смысла Таинств, Богослужений. Всё человек начинает понимать глубоко, и серьёзно, и по-настоящему.

Далее в человеке появляется молитва – это тоже духовное качество. Молитва не как простое произношение текстов, а как богообщение. Через изменение нравственных качеств, через просветление души человек дальше приходит к обожению (об этом учит только христианство). Люди призваны стать сынами Божиими по благодати. Кстати, это знание многих пугает и отталкивает. Говорят: «Знаете, вы уж слишком высоко берёте, это не для нас!» Да, это высоко, но это то, что для человека нормально. Всё, что ниже обожения, не нормально, и всё это преодолевается и в аскезе, и в духовной жизни. Наше низкое, мелкое представление о самих себе лишает нас величайших дерзновений.

В завершение я хотел бы сказать, что покаяние человеку невозможно принести, если нет духовника. Если потребность в покаянии имеется, то человек, конечно, найдёт себе духовника или вымолит его. И, если святые люди все имели духовников, то нам, грешникам, без духовников не спастись.

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2