"О необходимости славословных молитв" беседа с о. Виталием Шастиным

ikМы знаем, что есть молитвы покаянные, есть молитвы просительные, есть молитвы благодарственные, а есть молитвы славо-словные, то есть величания.

Например, 28 июня мы празднуем память святителя Ионы - митрополита Московского и всея Руси Чудотворца, а родился он в селе Одноушево Солигаличского района.

Есть ли в этом необходимость у тех, кого мы величаем, ведь они и так во свете и во славе? И какой смысл самому человеку петь эти величания и возвеличивать уже великих не только людей, но и Ангелов, и самого Бога?

Преподобный Серафим Саровский говорил, что подвижник молитвы, который приобрёл опыт молитвы созерцательной, испы-тывает состояние, когда «духовными очима зрит Бога», когда не нужно просить Бога ни о чём, потому что всякая просьба кажется глупой и бессмысленной, когда уже ни в чём не нужно каяться, потому что чувствуешь, что Бог тебя простил.

Но, если человеку не о чем просить и не в чем каяться, возникает вопрос: какая же тогда молитва может быть в Раю? Так вот Ангелы, находясь в Раю, прежде всего, славословят Бога. И это славословие делает тех, кто славословит, тоже причастными славы, которую они воздают Богу.

Когда человек произносит славословие истинно, искренне, то и сам становится причастником славы, которую он воздаёт святым, или Богородице, или Ангелам, или Богу.

Нужно сказать, что и сам человек предназначен для славы, и весь труд в Церкви, который Церковь осуществляет на земле, направлен на то, чтобы восстановить в человеке его величие или приумножить это величие через вхождение в величие Божие. Если Церковь с чем-то и не соглашается, то это как раз с тем, что унижает человека, лишает его этого величия и славы.

Безбожие - то, с чем Церковь никогда не согласится, в том числе и потому, что оно унижает и оскорбляет человеческое достоинство.
Всё церковное богослужение, все церковные таинства направлены на то, чтобы возвеличить человека, чтобы дать ему то величие, которое он сам без Бога приобрести не может. И сами Таинства Церкви – это то, что очищает, освящает и преображает человека, делает его обоженным.

В связи с этим, хотелось бы выразить некую скорбь, некую печаль, что человечество, особенно в последние времена, утратив веру в Бога, утратило и чувство собственного достоинства. Когда отвергается Бог, тогда и учение о человеке становится примитивным.

В современных реалиях трудно понять людей, которые склонны жить очень примитивными, животными, социальными и бытовыми потребностями, и в их рамках определять своё личностное бытие. Пришествие Христа в мир, Его Боговоплощение, Рождество было нам открыто через славословие ангельское. «Слава в вышних Богу, и на зем-ли мир, в человецех благоволение», - пели Ангелы в Вифлееме, и это слышали пастухи: простые, обычные люди, пасущие стада, слышали ангельское пение, именно величание.

Надо молить Бога, чтоб Господь нас не лишил этой радости и этой славы.
Очень много молитв, имеющихся славословный, величательный характер. У нас есть великое славословие (специальное песнопение), которое поется на Всенощном бдении. Одна из славословных молитв, очень распространенных: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе».

В детстве я был знаком с одним человеком, который однажды стоял в очереди, а впереди него были две женщины. День был жаркий, очередь длинная, и вот одна женщина вздохнула: «Ой, Господи!», тогда мужчина этот спросил: «А вы что - верующая?» «Да что вы, какая верующая, обыкновенный человек! Никакая не верующая!» - ответила женщина. «Если вы не верующая и, может быть, партийный человек, почему же не вздыхаете: «Ой, Ленин! Ой, Сталин!?» Не вздыхается так у людей, потому что душе легче не становится. «Ой, Господи!» - и сразу на душе легче становится, и дышится легко от этого слова.

Такие воздыхания были обычным явлением в жизни совсем недавнего прошлого нашего народа, это всё проистекало из храма. В отличие от современных наших прихожан, люди той эпохи, может, меньше мечтали, находясь в храме, а вслушивались в каждое слово.

В завершение хотел бы сказать, что Церковь как возглашала, так и возглашает о том, что человек должен быть свят, должен быть велик. И это величие обретается не «похищением» славы у Бога и не другим ка-ким-то недостойным путём. Это величие может быть приобретено только через соприкосновение с Богом, через вхождение в Его величие. Поэтому Церковь сегодня, как и раньше, как и всегда, призывает людей в храм для того, чтобы там приобщиться благодати, чтобы с помощью благодати просветить ум и сердце, чтобы просвещённый ум и сердце могли исправить наши жизненные пути, чтобы эти пути вели нас к величию, а не к позору и чтобы через эти пути и через практику величания святых и Бога мы и сами стали бы причастниками этого величия.

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2