«О прошениях» беседа с о. Виталием Шастиным

3012393 largeВопрос: Бог не всегда откликается на наши просьбы, хотя в Евангелии Сам Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» Мф. 7:7). Мы поступаем по этой заповеди, которую даёт нам Бог, но положительного результата не имеем. Почему так происходит?
Протоиерей Виталий Шастин:
- Это недоумение появилось не сегодня, оно сопровождает человека во всём его историческом бытии, а особенно, наверное, волновало первых христиан, и апостол Иаков в 4 главе своего послания (Иак.4:1-2), отвечая на это недоумение, говорит: «Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите». «Не можете достигнуть», потому что часто не просите именно Бога, а надеетесь на свои силы. И мы обольщаемся этими своими возможностями.

Но даже тогда, когда человек просит Бога о чём-то, то не всегда получает просимое, потому что, по словам апостола Иакова, просит не на добро, а для вожделения, для удовлетворения чувств, и похотей, и желаний, которые воюют, как говорит апостол, внутри нас.
Просимое нами не всегда может оказаться для нас благом, потому что, с одной стороны, мы сами себя плохо знаем и понимаем, с другой стороны, мы не знаем, что будет завтра и насколько просимое уместно и спасительно, насколько оно явится для нас благом, к каким последствиям приведёт. Кроме того, по причине бездуховности, человек часто просит не то, что нам Бог обещал.
Мало кто просит и ищет Царствия Небесного, почти никто. Даже верующие люди просят в молитве, чего угодно, но только не Царствия Небесного, хотя Господь нам говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) Не земной, не своей правды, а правды Царствия Небесного ищите.
Господь говорит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), «Не судите, и не будете судимы» (Лк.6:37). А у многих людей осуждение, ропот, обиды не сходят с уст, и не только в личных беседах, они и с экрана телевидения часто сыплются в изобилии. Но избавления от осуждения, стяжания благодати Духа Святого, обре′тения Царствия Божия и познания правды Его люди просят очень редко, а Бог именно ради этого пришёл, и у Бога недостойно просить мелкого.
Блаженный Августин тоже отвечает на недоумение, относительно того, почему мы не получаем просимого. Он говорит, что Бог не всегда даёт нам просимое, потому что Он милосерд: часто дар, который просит человек, может быть для него губительным.
Поэтому, на самом деле Бог милостив, и, если Он что-то не даёт, значит, это для нас не является благом. Наша проблема заключается, прежде всего, в нашей духовной и жизненной неграмотности и неопытности. Может, большие богословские знания и не всегда нужны, если бы мы к малым знаниям относились со вниманием.
Например, есть такое выражение «Выучи ту или иную тему, как Отче наш». «Отче наш» – молитва, которую должны знать все. В этой краткой молитве очень много для нас всякой премудрости, в том числе относительно прошений. «Отче наш» – это молитва просительная. В этой молитве мы, обращаясь к Богу, го-ворим: «Да будет воля Твоя». А в жизни мы произносим другое: «Нет, Господи, да будет воля моя! Потому что мне вот то-то и то-то надо». Наша молитва может обратиться чуть ли не в заклинание, иногда в претензию, иногда в диктат какой-то в адрес Бога. Почему Он то или иное не подаёт или того или иного нас лишил? Это своеволие и самоценность сегодня активно развиваются. Тут и начинаются всякие проблемы. И на самом деле, когда человек живёт своей похотью, своей волей, он не нуждается в Боге, и, будучи в состоянии богооставленности, становится источником страдания и для себя, и для ближних.
Жизненный-то путь есть, но, когда мы живём своеволием, он не ведёт нас к Царствию Небесному. Он ведёт нас к смерти, а не к полноте жизни, потому что эта полнота даётся человеку именно в жизни будущего века.
Если бы мы молитву «Отче наш» понимали глубоко, то научились бы жить по воле Божией и просили бы нужного, полезного и спасительного, и, если бы даже из этого нужного, спасительного и полезного нам Бог что-то не подал, мы бы понимали, что это не по нашей воле.
Важно заметить, что Бог ждёт от нас того, что нам по силам и что для нас спасительно и праведно, тогда возникают и радость от своего делания, и благодарность Богу, тогда уходят всякие обиды, претензии при тех или иных неудачах, потому что приходит понимание, что Богу так угодно.
Вот эта мудрость, это понимание приходят только с возрастом. А поскольку дети и подростки такого опыта не имеют, то об этом опыте должны рассказывать им взрослые люди.
В заключение напомню слова апостола Иакова: «Вы просите, и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4:3), а в славянском переводе не просто «не на добро», а просите «на зло», для своих вожделений.
Поэтому для того, чтобы наше прошение было не на зло ни нам, ни нашим близким, нужно знать волю Божию и согласовывать с ней свои прошения. Молитва важней прошений!
Вразуми нас, Господи!

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2