В Пасхальные 40 дней

766892 originalБеседа с о. Виталием Шастиным на тему:"Как правильно праздновать Пасхальные 40 дней".

Некоторых это может удивить: "Пасха ведь уже закончилась!" Но до отдания Пасхи в церковном календаре проводимые богослужения содержат Пасхальные тексты.

В Священном Писании говорится, что Христос после распятия и Воскресения, после Пасхи, еще в течение 40 дней являлся своим ученикам, беседовал с ними, утверждал в вере, потому что они растерялись, были в некотором разочаровании.

Ведь они оставили свои дома, привычные занятия, пошли за Христом, веруя, что это Спаситель мира, что это Бог, и вдруг он умирает. Они растерялись, недоумевают, может быть, даже проявляют малодушие в ожидании преследований как ученики Христа. Поэтому-то Христос и являлся им еще 40 дней, утверждая их, прежде всего, в факте своего Воскресения. Именно это и свидетельствует о Его Божестве.

Эти дни в церковном календаре расписаны так, что каждое воскресение читается евангельское зачало, в котором повествуется о той или иной встрече со Христом. Первое – это Фомино воскресение, когда Христос встречается с Фомой, который сомневается в воскресении христовом, и утверждает своего апостола. Далее Он встречается с женами-мироносицами. И они становятся первыми проповедницами Воскресения Христова и фактически исполняют апостольское служение, свидетельствуя о Христе, тогда как сами апостолы еще не встретились со Христом воскресшим и пребывали в потаенных горницах, где скрывались и находились в унынии. (Это поселепасхальные события).

Дальше идут чтения о допасхальных событиях. Все эти 40 дней наполнены теми текстами, которые повествуют о встрече Бога и человека. Во-первых, встреча Христа с расслабленным, который долгое время лежал у купели. Потом читается о встрече самарянки и Христа. В обоих случаях повествуется о том, что религия, как связь между Богом и человеком, предполагает (и не только предполагает, а и настаивает), что должна произойти личная встреча человека и Бога.

Можно видеть, как соприкосновение со Христом влияет на людей. Ап. Фома, которого в народе прозвали неверующим за его сомнения, на самом деле свою веру и верность явил очень ярко, - при встрече со Христом убеждается в Его Воскресении (а он требовал, чтобы была возможность прикоснуться к Его ранам на руках, на ногах, в ребре). А когда он встречает Христа он просто произносит исповедание: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28) и не прикасется к ранам. Это встреча дала ему такую очевидность, что материальное соприкосновение стало уже ненужным, достаточно было одного созерцания.

Когда Христос встречается с женами-мироносицами, он говорит Марии: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17). Женщины при ветхозаветном храме не имели особых служений. А теперь они становятся служительницами Христа, проповедницами, т.е. приобретают статус равноапостольных жен. Открывается большая возможность женского служения в новозаветной Церкви. Появляются дьякониссы, которые не только помогали во время богослужения, но и могли на дому причастить больного, отнести св. дары. Сейчас, правда, этого нет. В настоящее время женщины участвуют в богослужении в качестве певчих, пожилые женщины могут быть алтарницами.

После встречи со Христом расслабленный, 38 лет находящийся в болезни, выздоравливает. Так в русском переводе. А в славянском тексте говорится: «Хощеши ли цел быти?» (Ин.5:6). Т.е. болезнь раздробляет, расщепляет человека. Болезнь связана с грехом. Личным или родительским, повлиявшем на здоровье детей. Может быть грех общества, который через различное зло вызвает болезнь. Сейчас очень развиты разные пороки, в т.ч. курения, винопития, приводящего к алкоголизации страны. Конечно, это будет не грех личный, а грех общества. Но он скажется страданием на каждом отдельном человеке, на детях, чьи родители подвержены этим порокам. Свои страдания переносить легче, но когда ты ввел человека в болезни и страдания, когда по твоим грехам болеет и страдает ребенок, - это одна из пыток нашей совести.

Встреча со Христом врачует человека. Мы видим, что когда Христос встречается с самарянкой, женщиной другой нации, другой веры, с ними евреи не общались, даже не разговаривали, та становится тоже равноапостольной.

Господь при встрече не льстит никому, не заигрывает ни с власть имущими, ни с простым народом. Уврачевание, например, самарянки начинается с обличения. «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». (Ин.3:15-18).

Господь напоминает о незаконности супружества, которое называют почему-то гражданским браком. И это обличение, то что Христу известна вся жизнь человека настолько поражает эту женщину, что она не упоминает больше о воде, о почерпалах и т.п., и начинает говорить с Ним о молитве, идет в свой город и весь город приводит ко Христу. Это фактически действие человека равноапостольного. Пришедшие самаряне «женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира» (Ин.4:42), Здесь Господь впервые говорит, что он есть Бог. И первой свидетельницей, того что это подлинный мессия, Христос, пришедший спасти мир становится самарянка - женщина другой веры. Хотя Господь пришел впервые в иудейскую среду, а открывает себя человеку другой веры, женщине. Здесь очень много смыслов и символов, которые потом сказались на отношениях к иноплеменникам и иноверцам. Отсюда вытекает правила свидетельства и проповеди Христовой и даже настоящих практик общения человека с иным человеком, в том числе иной веры и национальности.

После встречи человека со Христом, обнаруживается множество положительных последствий, касающихся человека. Религия - это связь и общение человека с Богом. Церковь поэтому и стремиться содействовать, помогать человеку встретиться с Богом. Верующие люди, как и апостол Фома, не прикоснулись к ранам Христовым, но им открывается такое сердцевидение, открываются слепые очи духовные, слух, про который Господь, обращаясь к своим слушателям заканчивал беседу говорил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11:15). Потому что можно иметь уши и не слышать.

Верующий человек не просто верит, а знает о бытии Бога. Более счастливого состояния, чем богообщение, для человека нет. Многие этого состояния не ищут, не испытали и не понимают, а просто стараются жить по заповедям. Тот, кто только лишь живет по заповедям, может быть по отношению к Богу не сыном, а наемником или рабом.

Человек исполняет заповеди ради наград или благ в этой жизни. Многие идут в храм в надежде на это. Они не ищут Христа, не ищут Царствия Небесного, а хотят что-то приобрести, не обязательно материальное, а, например, творческое. Это путь наемника. Путь раба, - это когда человек исполняет заповеди из-за страха наказания в этой жизни или в будущей. Это тоже человека к Богу приводит. Пусть он раб или наемник, но он уже около Христа. Он заповеди исполняет и ими живет. Но Христос хотел, чтобы мы были не рабами, а друзьями, сынами Его по благодати. И Церковь он создал для того, чтобы люди могли постепенно возрастать от рабского, наемнического состояния и сознания восходить в сыновство Богу. Тогда Господь уже не называет их рабами, а называет други. Они имеют и видение, и общение, и близость, и постоянную встречу со Христом, о которой мы в течение этих пасхальных дней читаем, она спасительна и радостна для самого человека. Он начинает учиться (и у него даже начинает получаться) радоваться не только материальным благам, которые тоже имеют значение, но возникает потребность в более совершенной радости.

Весь Новый завет – это книга о счастье, причем о самом совершенном, только там оно называется блаженством, радостью. Это один из даров Святого Духа. Блаженство и радость Нового Завета – это радость более совершенная, чем то счастье, которое есть в нашей земной жизни.

Мир без Христа становится источником всяких бед, вражды, войны. Человеческая жизнь, если она не приводит человека ко встрече со Христом, утрачивает свой смысл. Каждый в конце своей жизни разными путями, но приходит к могиле. Если человек приобщен ко Христу, то эта могила может стать той кувуклией, тем местом, где Христос, хотя и был погребен, но воскрес. Эта могила становится вратами в жизнь вечную, жизнь радости, света, любви. счастья, которое невозможно даже представить. А может быть темной сырой могилой, которая уводит человека в страну теней, скорбей, т.е. в ад, царство мрака, где нет любви, нет жалости, сочувствия. Поэтому ад и рай человек созидает сам, в себе своею жизнью, своими поступками.

Помоги нам, Господи, не заблудиться в поисках счастья земного и всяких бла.

Помнить, что высшее благо – это сам Господь и Его не променять ни на серебряники, ни на что другое.

Не пропустить в своей жизни встречу с Богом, которого можно найти и в скорбях, печалях и в радостях, в болезни и в здравии.

Господь может обратиться к человеку неверующему через друга, через родителей, через какую-то передачу и многое другое.

Можно услышать слова Господа, озвучиваемых через человека. Кто-то может это угадать, что это встреча со Христом, а кто-то пройдет и подумает, как иудеи, в свое время, что это человек, ничего тут нет божественного, не узнать Христа.

Помоги нам, Господь, чтобы с нами такого не случилось и чтобы те встречи, о которых мы слышали в течение пасхальных седьмиц, в какой-то части были и нашей встречей со Христом. Когда мы читаем о них, это не только о встрече самарянки, жен-мироносиц, расслабленного или Фомы, и мы в это время находимся во встрече со Христом. И те слова, которые Он сказал самарянке, Фоме, женам-мироносицам, расслабленному, направлены лично к каждому, читающему Евангелие.

Надо молиться, чтобы Господь «открыл нам ум», чтобы видеть и чувствовать возможность общения с Богом не только через молитву, но и через чтение Евангелия, где Бог обращается к каждому и разговаривает с ним.

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2