Программа детского паломничества «Животворящие святыни»

1Программа «Животворящие святыни» - это целостная система активного обучения и воспитания, основанная на приобщении детей, родителей, педагогов к святыням России. Через знакомство с памятниками старины передается духовный опыт, восстанавливаются связи между поколениями. Программа помогает вызвать чувство благодарной любви к родной земле, ее святыням, народной культуре, к ее прошлому и настоящему.      подробнее о программе

 

11Костромская земля богата своей древней историей, многовековым культурным наследием. 

 

- Ипатьевский монастырь – «колыбель дома Романовых»;
- Троицкий собор Ипатьевского монастыря с фресками Гурия Никитина;
- древние города Галич и Нерехта, с монастырями переподобного Паисия Галичского и Пахомия Нерехтского;
- Щелыково с усадьбой драматурга А.Н.Островского;
- Макария-Писемского и Макария – Унженского (покровителя династии Романовых) монастыри;
- Авраамиево-Городецкий монастырь на Чухломской земле, родной для Лермонтовых;
- Ильинская церковь – старинный центр города, с пределом Феодосии Константинопольской, где молилась о рождении сына боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова ( известная всем по картине И.В. Сурикова);
- Чудотворная Федоровская икона Божией матери, покровительница и заступница земли русской, пребывающая в 

3

восстановленном из руин Богоявленско-Анастасиином монастыре, с кафедральным собором, Духовной семинарией и Смоленской часовней, хранящей чудотворную фреску Смоленской Богоматери;
- Воскресенский собор, с трехсвятительским приделом и таинственной историей о бочонке золота.

 

Основная программа «Животворящие святыни» имеет подпрограмму «Классный час в ограде храма».
Ее особенностью является сочетание посещения святых мест с занятиями по освоению социокультурных категорий и элементов эффективного общения. Потенциальными исполнителями этой подпрограммы являются учителя предметов «Истоки» и факультативного курса - «Основы православной культуры».

33Нужно сказать, что личность педагога, ведущего занятия по программе «Животворящие святыни», имеет огромное значение. Личный пример его (который может рассматриваться и как самостоятельный метод воспитания) способствует выработке у детей личностного отношения к усваиваемой информации. Наиболее типичной формой личного примера воспитателя является его повседневный образ жизни: культура речи и внешний облик, неизменная доброжелательность во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поэтому мы проводим с учителями выездные семинары, посещая монастыри и музеи Костромского края.

6

«Животворящие святыни» - многоуровневая программа, реализуемая в течение нескольких лет через поездки по святым местам по 5 уровням: «Образ святого места», «Мир души моей», «Истоки согласия», «Человека определяет любовь», «У истоков духовности». На каждом уровне акцент делается на определенные категории. После 5-го уровня происходит уточнение основных позиций жизненного пути, появляется стремление к самосовершенствованию, легче происходит адаптация к социальной среде и осознается необходимость следовать по пути добра в течение всей жизни.

На сегодняшний день мы осваиваем первый уровень программы «Образ святого места», предлагая посещение старинного русского города Нерехты. 

44

- Уютные улочки типичного русского провинциального города;
- Пахомиево- Нерехтский Троице-Сыпанов монастырь;
- Центральная часть города с Никольским, Варварьинским, Ильинским храмами, колокольней Казанского собора;
- Уникальный музей Елизаветы Александровны Дьяконовой и дом-музей воздухоплавателя Крякутного.

2Через знакомство с памятниками старины передается духовный опыт поколений. Программа помогает вызвать чувство благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к родной земле, ее прошлому и настоящему.

Для успешной реализации программы необходима крепкая материально-техническая база, включающая в себя:
1. ТРАНСПОРТ. Большой туристический автобус (таковой у нас есть) 
2. ЗДАНИЕ учебно-методического центра для обеспечения проживания, питания, учебных занятий, культурного досуга участников программы (такой центр у нас есть в Нерехте).
3. ОСНАЩЕНИЕ учебно-методического центра: мебель, оргтехника, библиотека, спортзал, и др.

15Методические занятия по программе дают возможность каждому стать активным соучастником происходящего, выйти на конкретные результаты в духовно-нравственном самовоспитании. Благодаря активным формам, дети постигают азбуку общения, учатся слушать и слышать друг друга, аргументировано и тактично объяснять свою точку зрения.
Недалеко от Нерехты есть Успенская пустынь села Тетеринского. Мы привозим туда детей не столько на экскурсию, сколько с целью приобщения к православной культуре.

5Всматриваясь в лица детей и педагогов, приходишь к выводу: за два - три дня несуетливого общения в поездке, есть время задуматься о повседневной жизни, ее быстро меняющихся ценностях. Для участников программы открываются ценности иные, передающиеся из века в век.
В этом отличие программы «Животворящие святыни» от экскурсионных поездок, где участник чаще выступает в роли пассивного слушателя и наблюдателя.

Какое поколение войдет в Россию XXI века?
Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков?
Что можем сделать мы, чтоб не прервалась «времен связующая нить»?
Педагогический проект «Животворящие святыни» призван помочь в решении этих вопросов.
Председатель КРОО ДПЦ «Кострома» Г.В.Богданова

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2